Профилактика экстремизма

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

Программа по профилактике экстремизма, терроризма и укрепление толерантности в НР МОБУ "ПСОШ №2" на 2017-2018 год


План мероприятий с педагогическим коллективом и работниками школы по профилактике экстремизма, терроризма

План мероприятий с родителями по профилактике экстремизма, терроризма и укрепление толерантности в НР МОБУ "ПСОШ №2" на 2017-2018 год

План мероприятий с обучающими школы по профилактике экстремизма, терроризма и укрепление толерантности в НР МОБУ "ПСОШ №2" на 2017-2018 год

​ПАМЯТКИ:

Памятка гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности

ОСТОРОЖНО, ЭКСТРЕМИЗМ! (памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка)

Памятка для родителей по профилактике экстремизму

Понятие экстремизма

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции.

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям

Первыми признаками экстремизма являются фанатизм и нетерпимость, когда человек упорно настаивает на своей точке зрения и на своих убеждениях. Такой человек не понимает и не хочет понимать интересов и реального положения других людей. Он не желает вести какие-либо разговоры с другими, чтобы обменяться мнениями и предпочитает идти тем путем, который ему кажется наиболее разумным. Понятие самокритичности для него чуждо. Он считает, что прав только он, а все остальные заблуждаются. И поскольку это так, он считает своим долгом обвинять других в нечестии, невежестве и в преследовании эгоистических целей, будто сам он - безгрешный пророк и его слова вдохновляются свыше…

Это и есть фанатизм – самое яркое доказательство экстремизма. Фанатик как будто обращается к людям со словами:

"У меня есть право говорить, а ваше дело – молчать. У меня есть право руководить, а ваше дело – следовать за мной. Я всегда прав, и не могу ошибаться. Ваше мнение всегда неверно, вы мало что понимаете в этой жизни, и все время пребываете в заблуждении!"

Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред,
а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания
и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Административная ответственность за проявления экстремизма

Административную ответственность несут граждане, достигшие 16 лет.

1.  Одним из самых распространенных видов правонарушений является хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое – уголовная.

Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.

Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Следующим административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.

Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.

За такое нарушение предусмотрен:

  • либо штраф с конфискацией атрибутики или символики.
  • либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.

Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности.

 Сюда относятся:

  • труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
  • публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
  • публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Данное правонарушение влечет за собой:

  • либо наложение штрафа на граждан с конфискацией указанных материалов.
  • либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов.

Уголовная ответственность за экстремистские преступления.

Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Все эти преступления можно разделить на несколько групп:

I. Преступления против личности:

  1. убийство по данным мотивам – п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ;
  2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ;
  3. умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по этим же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 112 УК РФ
  4. умышленное причинение легкого вреда здоровью по указанным мотивам – ч. 2 ст. 115 УК РФ;
  5. побои, совершенные по указанным мотивам – ч. 2 ст. 116 УК РФ;
  6. истязание по тем же мотивам – п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ;
  7. угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. 2 ст. 119 УК РФ.

II. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина:

  1. дискриминация в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и т.д. – ст. 136 УК РФ;
  2. воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий – ст. 148 УК РФ
  3. воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них – ст. 149 УК РФ.

III. Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства:

  1. хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – ч. 1 ст. 213 УК РФ;
  2. вандализм, совершенный по тем же мотивам – ч. 2 ст. 214 УК РФ.
  3. надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам – п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
  4. возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам – ст. 282 УК РФ;
  5. организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ
  6. организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ

Работа школы по профилактике экстремизма

Одним из важнейших направлений профилактической работы школы является профилактика экстремизма среди учащихся. В своей деятельности администрация школы руководствуется следующими нормативными документами: 

 - ФЗ № 124 от 24.07.1998 (ред. От 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- ФЗ № 25.07. 2002 № 114 (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
  • Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Решение поставленных задач по предупреждению экстремизма может быть достигнуто лишь в тесном сотрудничестве школы, семьи, общественных организаций. Необходимым условием на школьном уровне тесное взаимодействие педагога, психолога, социального педагога при поддержке администрации.

    Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:

    • организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности в межэтнических отношениях;
    • внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания межэтнической толерантности учащихся;
    • разработка тематических памяток для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
    • создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.

     В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

    • оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
    • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом.

    Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

    Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде:

    • создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;
    • создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
    • создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
    • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;
    • развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
    • создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

    Психологическая профилактика экстремистских проявлений у подростков должна идти в образовательных учреждениях в нескольких направлениях:

  • создание психологически безопасной поддерживающей, дружественной среды в образовательном учреждении, исключающей психологическое травмирование, как со стороны педагогов, так и в подростковом коллективе;
  • выявление подростков групп риска методами, исключающими провоцирование экстремистского поведения;
  • проведение серьезной индивидуализированной профориентации для того, чтобы подросток смог справиться с переживанием неопределенной социальной перспективы;
  • тренинги с подростками, направленные на помощь в самоидентификации;
  • беседы с родителями об особенностях и проблемах подросткового возраста;
  • индивидуальные консультации подростков, родителей и педагогов;
  • тренинги с педагогами, направленные на осознание ими собственного уровня возрастной толерантности и помощи в выработке умений коммуникации с подростками в кризисных ситуациях.

  • В целях профилактики экстремизма и терроризма школа взаимодействует с правоохранительными органами, Департаментом образования и молодежной политики администрации Нефтеюганского района, общественными организациями.

    Учащиеся принимают активное участие в следующих традиционных мероприятиях:

    - организация празднования Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых на муниципальном уровне. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Вахта памяти», «Бессмертный полк», проведение митингов, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;

    - организация  подготовки молодежи к военной службе: проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований, военно-полевых сборов.